Команда НИЛКЭС приступила к работе над серией новых конструкций решетчатых опор из стали класса С345 с оптимизированной геометрией для нужд ООО «РН-Уватнефтегаз».
В рамках первого этапа опытно-конструкторской работы выполнены:
- поиск и анализ оптимальных технических решений по конструкциям промежуточной и анкерно-угловой опор с учётом возможных вариантов их закреплений;
- технико-экономическое сравнение вариантов строительства ВЛ с использованием опор существующей и предлагаемой конструкций с учётом стоимости затрат на фундаменты;
- обоснование и выбор варианта промежуточной и анкерно-угловой опоры для разработки конструкторской документации.
В общей сложности проработано 10 вариантов промежуточных опор на свайных фундаментах, отличающихся между собой высотой подвески нижнего провода АС120/19 и геометрическими размерами, в том числе, расстоянием между осями фундаментов.
Рассмотрены три группы опор, высота подвески нижних проводов которых от уровня земли составляет: 15,8 м, 19,5 м, и 25,1 м. Соответственно габаритные пролеты данных опор – 205 м, 250 м и 300 м.
С целью сокращения затрат на закрепление опор, зависящих от нагрузок на фундаменты, внутри каждой группы разработаны варианты конструкций с различной шириной базы опор.
Выбор оптимальной конструкции промежуточной опоры выполнен на основании сравнения совместных затрат на конструкцию опоры и на ее закрепление на каждый километр трассы ВЛ.
Разница по удельной стоимости 1 км ВЛ между опорой нового типа и типовыми 1П110-6У и 1П110-6У-3,2 в стандартных грунтах составила 59% и 38%, в «плохих» – 59% и 39%, а в «хороших» – 20% и 16%, соответственно.
Для разработки анкерно-угловой и концевой опоры рекомендована башенная опора со шпренгельной решеткой. Масса новой опоры на 11% меньше усиленной типовой 1У110-2У+5. Затраты на фундаменты под опору и их стоимость сопоставимы с затратами на типовую усиленную опору 1У110-2У+5.
Для разработки ответвительной опоры рекомендована башенная опора со шпренгельной решеткой, разработанная на базе предложенной анкерной конструкции. Масса опоры, разработанной для провода АС120/19 на 26% меньше типовой.
Также было принято решение о целесообразности разработки двух модификаций опор: для «легких» и «тяжелых» проводов. Тогда на этапе проектирования конкретной ВЛ появится возможность выбора опоры, оптимальной для условий эксплуатации.