С начала 1960-х до конца 1990-х годов по проектам НИЛКЭС были разработаны типовые серии железобетонных и металлических (решетчатых и многогранных) опор ВЛ 35-330 кВ, в том числе серия специальных переходных решетчатых опор высотой до 100 м. Кроме того, предложены железобетонные опоры для ВЛ 750 кВ. (Для разработки типовых серий опор 500 кВ и решетчатых опор 750 кВ – было создано «Отделение Дальних Передач института «Энергосетьпроект».)

Унификация опор, выпущенная в 60-х, была дополнена ее оптимизированным вариантом в 80-х годах предыдущего столетия.
Для всех типов опор были разработаны унифицированные фундаменты, в числе которых были как железобетонные (грибовидные подножники, свайные закрепления), так и металлические конструкции. Тогда же была выпущена типовая серия фундаментов из винтовых свай и механизмов для их погружения.
Разработка специальных опор для Больших переходов – яркий пример индивидуального проектирования. Проектирование конструкций больших переходов, пролеты которых, в соответствии с ПУЭ, превышают 700 м, а высота конструкций – свыше 100 м, всегда выполняются индивидуально, с учетом всех особенностей конкретного объекта. Однако многие типы таких опор были многократно применены в рамках других объектов.
Существенные изменения в электроэнергетической отрасли произошли в 2003 году – вышла седьмая редакция Правил устройства электроустановок ПУЭ-7. С целью увеличения надежности ВЛ в новом документе были существенно пересмотрены правила сбора климатических нагрузок и изменены методики сбора нагрузок на опоры, провода и тросы, уточнены многие эмпирические коэффициенты. Если в предыдущих версиях ПУЭ вероятность превышения расчетных климатических нагрузок принималась в зависимости от напряжения ВЛ – 1 раз в 5, 10 или 15 лет, то в ПУЭ-7 расчетные нагрузки берутся с вероятностью их превышения 1 раз в 25 лет. В связи с этим, прямое использование типовых конструкций с указанной в унификации области их применения (расчетные пролеты в зависимости от сочетания климатических нагрузок, параметров проводов и тросов) стало неправомерным и все типовые конструкции были переведены в разряд «материалов для проектирования», то есть потеряли статус типовых.
Конструктивные решения типовых опор по-прежнему можно использовать при строительстве, но для уточнения области их применения проектные организации обязаны производить перерасчеты таких конструкций с учетом требований действующих норм. Для получения оптимальных, с точки зрения стоимости строительства и эксплуатации ВЛ, конструктивных решений опор накоплен опыт модернизации типовых (усиления отдельных элементов) или разработки новых видов опор (индивидуальное проектирование).

Унификация опор, выпущенная в 60-х, была дополнена ее оптимизированным вариантом в 80-х годах предыдущего столетия.


Скачать

5713

7800

20018

17.010

16.006 (2016 год) — Железобетонные секционированные опоры 110 кВ

Руководство по проектированию и применению железобетонных опор ВЛ 110 кВ из центрифугированных секционированных стоек. Стандарт организации группы «Россети» — СТО 34.01-2.2-038.1-2022